Ты скажи, ты скажи, чо те надо, чо те надо (что тебе нужно) |
Может дам, может дам, чо ты хош, чо ты хош (что ты хочешь) |
Уважаемый посетитель сайта, ты совершенно правильно все понял. Да, действительно, скажи нам, что тебе нужно, а мы постараемся тебя этим обеспечить. Конечно же, не всем, это слишком громко сказано, но некоторыми продуктами интеллектуального труда, я уверен, сможем. В сайте речь пойдет о недорогих инновационных проектах малого бизнеса, и не только о них. Но прежде чем перейти к конкретным
малым инновационным бизнес - проектам, представляется, будет полезно познакомиться с содержанием следующей работы.БЕЗРИСКОВЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС
Люди достаточно давно поняли, что прогресс человечества, создающий жизненный комфорт, невозможен без разработки новых технологий и вещей. Прогресс человечества возможен только через освоение нового прогрессивного: от мышления до вещей, включая технологии, машины, приборы - другого пути нет. Никакие инопланетяне не сделают это за нас. Поэтому, несмотря на то,
что современные технологии находятся в глубоком конфликте с окружающей средой, прогресс человечества может происходить только через их развитие, путём их модернизации, обновления, замены старого на новое. Всякая цивилизация живёт до тех пор, пока происходит развитие производительных сил, средств производства и окружающей нас рукотворной среды. Как только такое развитие прекращается - цивилизация погибает. Хотя возможны и другие варианты гибели цивилизации, как, например, уничтожение биосферы вследствие того, что противоречия между прогрессом и средой обитания не будут сглаживаться. Таким образом, представляется совершенно ясным, что разработка новаций - новых вещей является жизненной необходимостью и что рыночные отношения без этого невозможны.Вместе с тем, следует указать, что не всякая новая вещь участвует в рыночных отношениях. Для участия в рыночных отношениях вещи недостаточно быть новой. Необходимо ещё и быть НУЖНОЙ, необходимо ещё, чтобы вещь хотели КУПИТЬ. Другими словами, вещь должна обладать ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ценностью. В противном случае, новая вещь не участвует в прогрессе и рыночных отношениях, она рынку не нужна, рынок ещё "не созрел" к её восприятию. Это противоречие между активностью и консервативностью общества очень интересное явление, но о нём - не здесь и не сейчас. Бывают новые вещи просто "ненужные обществу" - ничего не улучшающие, новые, но ненужные. Типичный тому пример - треугольное колёсо. Вещь новая, но никому не нужная. Нам представляется, что никого не надо убеждать в справедливости сказанного.
Назовём новую вещь (технологию), обладающую потребительской ценностью (и аналогичную услугу), НОВАЦИЕЙ. По вполне понятным
причинам можно предположить, что новации сулят их обладателям максимально возможные прибыли. Но... Но истинные обладатели новаций - их "родители", их "производители": генераторы идей, изобретатели, новаторы - обычно не имеют средств для продвижения своих новаций на рынок. Поэтому они вынуждены искать инвесторов - людей, имеющих свободные средства и желающих получать на эти средства прибыль, более высокую, чем дают сберегательные банки. Но инвесторы не торопятся вкладывать средства в новации, так как они не уверены, что предлагаемое новшество действительно является новацией, как мы её определили выше. Они не уверены в положительной реакции рынка на предлагаемое новшество и поэтому БОЯТСЯ потерять вложенные в разработку новшества - новации средства. Реакцию рынка на большинство новшеств можно получить с абсолютной точностью только после появления новшества на рынке. До проявления новшества на рынке можно лишь прогнозировать с большей или меньшей точностью реакцию покупателя. Причём стоимость прогноза увеличивается во много раз быстрее, чем его точность, в геометрической и арифметической прогрессии, соответственно. Поэтому средства на получение высокоточного прогноза могут превзойти средства, необходимые для продвижения новшества на рынок. Но при любых затратах "абсолютная точность прогноза" может быть получена только после того, как новшество займёт свою нишу на рынке. Из этого следует, что глубина маркетинговых исследований, а следовательно и материальные затраты на их проведение, должны определяться будущими прибылями.И здесь появляется следующее "НО"... Но для определения будущих прибылей и проведения достаточно эффективных маркетинговых исследований инвестор (или посредник инвестора) должны обладать полной информацией об исследуемом предмете - новшестве. Такие исследования должны дать ответ, является ли новшество новацией (ранее было указано, что не всё, что блестит - золото), и как скоро начнет поступать прибыль от ее реализации. Инвестору полную информацию может и должен представить её обладатель - изобретатель. Но изобретатель, считает, и не без оснований, что если он предоставит инвестору информацию о новации в достаточном
для понимания сути объёме, то... Можно не продолжать, каждому и так понятно, что сам изобретатель становится "лишним, ненужным": "Нигер сделал своё дело - Нигер может умереть". Следовательно, на изобретателе можно теперь сэкономить неплохие проценты будущих прибылей (мы же очень любим делить шкуру неубитого медведя). И очень трудно предположить, что найдётся много инвесторов, которые не воспользуются возможностью получить дополнительные прибыли в обмен на некоторый дискомфорт, испытуемый от угрызений совести (да и это относится только к тем немногим, у кого она ещё есть). Поэтому изобретатель должен снова "изобретать" способ информировать инвестора, не сообщая полезной информации. В этом плане наиболее известный и распространённый способ - украшение ушных раковин собеседника любимым итальянским лакомством - мало пригоден изобретателям, т.к. истинные изобретатели обычно слабо владеют этим искусством в отличие от псевдоизобретателей, мастеров высокой риторики и "искусства обольщения". Генераторы и псевдогенераторы идей и изобретений заслуживают специального исследования, на что обращаем внимание социологов и науковедов.Возвращаясь же к теме, следует указать, что необходимость максимально полно информировать инвестора и желание изобретателя сохранить интеллектуальную собственность вступают в глубокие трудно преодолимые противоречия.
В некоторой мере защитить изобретателя от действительных, или мнимых посягательств инвестора на его интеллектуальную собственность может "МИРОВОЙ ПАТЕНТ", т.к. перспектива судебных разбирательств вряд ли сильно обрадует инвестора, тем более, что это потребует ещё и материальных затрат. Поэтому такой патент может в какой-то мере защитить изобретателя. Особенно на стадии, когда новшество ещё не стало новацией.
Но когда новшество является очевидной новацией, сулящей большие прибыли, то инвестора и патент не очень остановит, так как он отлично понимает сколь призрачны возможности изобретателя выиграть дело в суде, победу в котором обеспечивают, в первую очередь, деньги - лучшие адвокаты, изобретатели, инженеры, учёные и т.п. Всё, что недоступно изобретателю по причине материальной "недостаточности". И, тем не менее, на сегодняшний день только ПАТЕНТ является защитой изобретателя от посягательств на его интеллектуальную собственность.
Но... Здесь опять появляется очередное "НО". Изобретатель чаще всего не имеет средств на патентование своего изобретения, поэтому в этом вопросе изобретателю должно помочь государство. Если уж не "мировой патент", то хотя бы внутригосударственный оно (государство) могло бы изобретателю оплатить. Или если уж не оплатить бескорыстно, то выделить средства в счёт процентов от будущих прибылей. Или на каких-то других выгодных для государства условиях, например, освоить выпуск новации в своей стране.
И хотя патент не является "панацеей от всех напастей", ничего лучшего сегодня нет, что может защитить изобретателя от "охотников поживиться за счёт чужой интеллектуальной собственности". На будущее, возможно, имеет смысл организовать выпуск сборника "Похитители идей" по типу сборника "Кто есть кто". Такой сборник должен быть всемирным и публиковаться в сети интернет. В таком сборнике должны быть опубликованы сведения о недобросовестных фирмах - производителях и посредниках (о последних особенно). Поставщиками таких сведений должны стать обворованные новаторы и изобретатели. Сборники "Похитители идей" смогут в какой-то мере и степени сдерживать грабителей, покушающихся на интеллектуальные ценности.
Кстати, инвесторы должны знать, понимать и помнить, что полученный на новшество патент уменьшает риск потерять вкладываемые в разработку и освоение выпуска новшества средства, так как гарантирует его техническую новизну, получение чего другими способами (например, заключение от квалифицированных экспертов) будет стоить намного дороже. Вообще, патентование новшества создаёт два положительных момента во взаимоотношениях изобретателя с инвестором. Можно сказать "убивает двух зайцев": подтверждает действительную новизну новшества, в некоторой мере защищает интеллектуальную собственность автора новшества. В этой ситуации Патент (Заявка на Патент) выступает в качестве некоторой взаимной "ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ", снижающей уровень взаимного недоверия и подозрительности. С одной стороны, инвестор убеждается в том, что предлагаемое новшество является в техническом отношении новацией, с другой стороны, автор получает защиту своей интеллектуальной собственности. Кстати, в качестве "доверительной грамоты" мог бы выступать документ, выдаваемый специальным органом (посреднической нотариальной конторой, например). В такой ситуации между автором интеллектуальной собственности и инвестором заключается договор, согласно которому инвестор вкладывает в банк определённую договором сумму денег на имя автора. Получить эту сумму денег автор может при нарушении инвестором договора по распоряжению посреднической конторы. Или же эти деньги могут быть арестованы на срок, в течение которого обычно действует патент (10-20 лет), в случае недостатка аргументов в пользу "воровства идеи". Действия конторы инвестор может обжаловать в суде. "Доверительная грамота" даёт инвестору моральное право, а автору новшества юридическую возможность для обмена информацией по всем вопросам инновационного бизнеса, касающегося данного новшества.
После этого краткого вступления, из которого в какой-то мере можно составить представление о взаимоотношениях изобретателя с инвестором, можно перейти к главной теме данной работы.
Итак, при разработке новшеств и продвижении их на рынок существует риск потерять вложенные средства. Этот риск обусловлен тем, что новшество может оказаться недостаточно "инновационным" для того, чтобы рынок его "принял". Или, другими словами, его потребительская ценность может оказаться низкой. Этот "инновационный риск" может быть больше или меньше в зависимости от многих факторов, которые можно учесть с большей или меньшей точностью. Повышение точности не исключает и не уменьшает степень риска, а только повышает степень наших знаний о нём. Естественно, чем больше знаний о факторе риска, тем меньше ошибок в бизнесе. Но величина материальных затрат на получение информации (знаний) о факторах риска увеличивается намного быстрее, чем объём такой информации (геометрическая и арифметическая прогрессии, соответственно). Поэтому представляется более логичным тратить средства не на
получение информации о степени риска, а на уменьшение самой степени риска. И сделать это можно следующим образом.Известно, что величина (степень) риска выражается вероятностными понятиями и соотношениями. Так, если говорят, что возможность осуществить что-то составляет 50%. То это означает, что и "не осуществить" это что-то тоже составляет 50%. То есть степень вероятности риска в таком случае составляет 50% (0,5 или 1/2). Это можно продемонстрировать на примере двух шаров разного цвета: белый шар - новшество "пройдёт" на рынок, чёрный шар - деньги "вылетели в трубу". Если поместить шары в закрытый "черный ящик", а затем извлечь оттуда один шар, то можно извлечь или белый шар, или чёрный шар, т.е. существует только две возможности извлечения разных шаров. Этим и определяется вероятность извлечения шаров разного цвета (вероятность степени риска) 1/2 (0,5; 50%).
Это очень высокая вероятность степени риска (ВСР) и в действительности никто не занимается новшествами со столь высокой ВСР. Но для наглядности удобно рассмотреть именно такие новшества.
К первому новшеству, имеющему ВСР 0,5 (два шара - белый и чёрный), добавим ещё одно новшество с ВСР 0,5 (еще пару шаров - красный, символизирующий благополучное продвижение новшества на рынок, и чёрный шар - потеря вкладываемых средств). Таким образом, в "чёрном ящике" окажется четыре шара. Теперь будем их извлекать из ящика парами. В этом случае имеются следующие возможности: белый шар + красный шар (на рынок "проходят" оба новшества), белый шар + чёрный шар (на рынок
"проходит" первое новшество, а второе новшество не "проходит"), красный шар + чёрный шар (на рынок "проходит" второе новшество, а первое новшество не "проходит"), два чёрных шара (на рынок не "проходят" оба новшества). Таким образом, ВСР составляет уже 1/4 (0,25; 25%), вдвое меньше, чем в предыдущем случае. Добавим к первым двум новшествам ещё одно с ВСР 0,5 (два шара - синий и чёрный: благополучный исход и потеря средств, соответственно) и будем извлекать их из "чёрного ящика" по три одновременно. В этом случае имеются следующие возможности: шары белый +красный+синий (все три новшества "проходят" на рынок), шары белый+красный+чёрный (на рынок "проходят" два новшестве и одно новшество не "проходит"), шары белый+синий+чёрный (два новшества "проходят" на рынок, одно - не "проходит"), шары белый+чёрный+чёрный ("проходит" одно новшество и два новшества не "проходят"), шары красный+чёрный+чёрный ("проходит" одно новшество, два новшества не "проходят"), шары синий+чёрный+чёрный ("проходит одно новшество, два других новшества не "проходят") и, наконец, все три шара чёрные (не "проходят" все новшества). Как видим, вероятность (возможность) извлечь из ящика три чёрных шара составляет 1/8 (0,125; 12,5%). Это означает, что ВСР для трёх новшеств, каждый из которых имеет ВСР, равный 0,5, составляет 0,125, т.е. в четыре раза меньше. Для пяти новшеств ВСР составляет примерно 0,03 (в шестнадцать раз меньше), а для десяти - примерно 0,001 (0,1%), т.е. величину в 500 раз меньшую первоначальной. Легко видеть, что вероятность того, что несколько событий произойдут одновременно, равна произведению вероятностей каждого события. А так как вероятность всякого события (исключая достоверные события, естественно) меньше единицы, то "суммарная вероятность" всегда меньше наименьшей вероятности отдельного события.Таким образом, получается, что "маркетинговое противоречие" разрешается с помощью "маркетингового парадокса" - для уменьшения вероятности степени риска необходимо увеличить количество рисков. При этом количество рисков увеличивается, как их сумма, а вероятность степени риска уменьшается, как произведение вероятностей степеней рисков:
W
sn = W1 x W2 x W3 x...x Wnгде:
Wsn - вероятность степени риска для пакета из -n- новшеств, W1, W2,W3, Wn- вероятности степеней рисков первого, второго, третьего и N-го новшества, соответственно.
Следует ещё сказать кратко об очень полезном для определения эффективности новшества показателе "осваиваемости" Ass (assimilation), зависящем от таких факторов, как материальные затраты M (money), время, необходимое на освоение производства новшества T (time), обобщённого показателя "выгодности" G (gain), зависящий от прибыли, времени окупаемости, насыщаемости рынка (сколько необходимо произвести новшеств, чтобы удовлетворить все потребности покупателей), потребительской ценности, объёмов производства, динамики роста производства и т.п.
В заключение этой странички предлагаем новую формулировку закона всемирного тяготения. Сформулировать его можно следующим образом.
Вес несомой субъектом вещи с течением времени увеличивается по экспоненциальному закону. Экспериментальное подтверждение этого всеобщего закона посетитель сайта может выполнить самостоятельно, или поискать здесь или тамПереход:
Социально - психологический проект